МАОУ гимназия №4 г. Канска
г. Канск
  • Инклюзивное образование

    Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем детям в полном объеме участвовать в жизни коллектива школы; оно направлено на развитие у всех детей способностей, учитывая их возможности.

    Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия, и поддержку ученику. Важно понимать, что проблема инклюзии концентрируется не на специальном образовании, а на эффективности обучения.

    Инклюзия – это право, а не привилегия для избранного.

    Инклюзивное образование в школе – это организация процесса обучения и условий работы учитывающие потребности всех детей. Педагоги в школе помогают детям развиваться и находить свое место в обществе, претворяя в жизнь установку, что все дети способны учиться.

    Инклюзивные школы – это такие школы, в которых каждый приобщен, принят, оказывает поддержку и поддерживается сверстниками и взрослыми в процессе удовлетворения своих образовательных потребностей.

    Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Действующее законодательство позволяет организовывать обучение и воспитание детей-инвалидов и детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях, в которых должны быть созданы специальные условия для получения образования.

    Выбор образовательной организации — право родителей (законных представителей).

    В соответствии со ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация самостоятельно формирует штатное расписание, выбирает технологии и образовательные программы в соответствии с потребностями и особенностями обучающихся.

    Основанием для создания специальных условий обучения и воспитания является заключение психолого-медико-педагогической комиссии. Прохождение ПМПК и предоставление заключения в образовательную организацию является правом, а не обязанностью родителей (законных представителей). При предоставлении заключения ПМПК родителями (законными представителями) в образовательную организацию создание специальных условий обучения является обязательным.

    Когда необходимо заключение ПМПК:

    • Специальные условия обучения и воспитания
    • Переход с одного уровня образования на следующий
    • Специальные условия при проведении ГИА

    Специальные условия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

    • образовательные программы (АООП), методы обучения и воспитания;
    • учебники, учебные пособия и дидактические материалы;
    • технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;
    • предоставление услуг ассистента (помощника);
    • проведение коррекционных занятий; обеспечение доступа в здания организаций.

    Основанием для организации обучения на дому является медицинское заключение и личное заявление родителя. Выбор формы обучения — право родителя!

    Создание специальных условий при прохождении государственной итоговой аттестации.

    Для лиц имеющих инвалидность, обучающихся по основным программам и не нуждающихся в создании специальных условий при прохождении государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ — увеличение продолжительности экзамена на 1,5 часа без заключения ПМПК.

    Основанием для создания специальных условий является заключение ПМПК:

    • выбор формы прохождения государственной итоговой аттестации (ЕГЭ и ГВЭ) * увеличение продолжительности на 1,5 часа
    • организация питания и перерывов для проведения необходимых медико-профилактических процедур
    • организация беспрепятственного доступа в аудиторию, туалетные иные помещения (аудитория на первом этаже, наличие специальных кресел, др. приспособлений)
    • предоставление услуг ассистента (техническая помощь с учетом индивидуальных возможностей ребенка: помощь в занятии рабочего места, передвижении, прочтении задания)
    • организация экзамена на дому (для обучающихся, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации ПМПК).

    Образование детей с ОВЗ и инвалидностью в Красноярском крае

    Родителям об инклюзивном образовании

    Что такое инклюзивное образование?

        Инклюзивное образование – это процесс обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных заведениях.

        В   основу    инклюзивного    образования    положена   идеология,    которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности  для лучшей жизни.

        Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.

    Основные принципы инклюзивного образования:

    • дети ходят в местный (находящийся рядом с домом) детский сад или школу;
    • программы раннего вмешательства осуществляются на основе принципа инклюзии и готовят к интегративному образованию. Все дети со специальными нуждами в обучении должны иметь право на место в детском саду и школе;
    • методология разработана для поддержки в обучении детей с различными способностями (таким образом, улучшается качество обучения не только детей с особыми потребностями, но и показатели всех детей);
    • все дети участвуют во всех мероприятиях, где спортивные мероприятия, представления, конкурсы, экскурсии и пр. являются инклюзивными;
    • индивидуальное детское   обучение поддерживается   совместной работой воспитателей, учителей, родителей и всеми теми, кто может оказать такую поддержку;
    • инклюзивное образование, если оно основано на правильных принципах, помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей и поддерживает детей с особыми потребностями в их праве быть равноправными членами общества в целом.

    Советы родителям

    Очень важно уделять в течение жизни ребенка с особыми потребностями не только лечению, но и его психическому развитию, формированию у него знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни (с учетом специфики имеющегося дефекта).

    Первые годы жизни малыша наиболее драгоценные для развития психики, когда формируются взаимоотношения ребенка с окружающей средой.

    Основной потребностью всех детей, и детей с ОВЗ в том числе, являются любовь, пища, кров и возможность познавать себя и окружающий мир.

    Родители должны знать, что каждый ребенок развивается в трех областях: физической, умственной, и социальной.

    Решающую роль в развитии и раннем обучении любого ребенка играют родители и другие члены семьи. Детям, отстающим в развитии необходимо стимулирование – разговоры, музыка, игры, яркие впечатления, также они нуждаются в большей помощи и систематических занятиях во всех областях.

    Области, в которых ребенка можно и нужно развивать путем раннего стимулирования и обучающих занятий:

      • движения, владение телом, физическая сила, координация движений помогут ребенку передвигаться, выполнять различные действия, играть и работать
      • пользование руками (хорошее владение руками, координация движений рук и глаз) поможет ребенку овладеть многими навыками
      • органы чувств, особенно зрение, слух и осязание. Они помогут ребенку познавать окружающий мир и реагировать на него
      • общение, а именно, слушание, понимание сказанного, овладение речью или другими способами общения
      • общение с другими людьми: способность улыбаться, играть, вести себя должным образом и ладить с окружающими
      • основные повседневные занятия: еда, питье, одевание, отправление естественных нужд (туалет), умывание. Эти навыки помогут ребенку стать более независимым и самостоятельным.

    Этапы построения домашней программы специального обучения и  стимулирования детей с особыми потребностями

    1. Внимательно понаблюдайте за ребенком, чтобы оценить, что может и чего не может Ваш малыш в каждой области развития. Отметьте, какие вещи ребенок только начинает делать или пока делает с трудом.
    2. Решите, какому новому навыку его нужно научить или какое действие нужно поощрять, чтобы использовать те навыки, которые у него уже имеются. (пусть об этом будут знать все члены вашей семьи).
    3. Разделите каждый новый навык на маленькие ступени - на такие действия, которые ребенок может освоить за несколько дней, и только освоения данного навыка переходите к следующей ступени.
    4. Не ожидайте слишком многого сразу.

    Общие рекомендации по оказанию помощи ребенку с особыми   потребностями в развитии

    1. Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте или давайте ему какую- нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или когда он очень старается.
    2. Больше разговаривайте с ребенком. Объясняйте все, что вы делаете. Ребенок слушает и начинает усваивать язык задолго до того, как заговорит. Убедитесь, что он смотрит на вас, когда вы говорите.
    3. Помогая ребенку осваивать новый навык, мягко и осторожно направляйте его движения своими руками.
    4. Используйте зеркало, чтобы помочь ребенку узнать свое тело, научиться владеть руками.
    5. Используйте подражание. Чтобы научить ребенка новому действию или навыку, сначала выполните действие сами и пригласите ребенка повторить его, подражая вам. Превратите это в игру.
    6. Побуждайте ребенка двигаться или тянуться, стараясь достать то, что он хочет.
    7. Сделайте учение забавой. Всегда ищите способы превратить обучающие занятия в игру.
    8. Пусть старшие братья и сестры показывают ребенку новые приспособления, игрушки и т.д.
    9. Учить ребенка - важно, но не менее важно давать ему возможность исследовать, пробовать свои силы и самому делать для себя то, что он может. Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам. Помогайте ему только в той мере, в какой это необходимо. Это – «золотое правило реабилитации».

    Взаимодействие с ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссией)

    Взаимодействие с семьей ребенка с ОВЗ

    Особенности работы педагогов с детьми с ОВЗ

    Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ

    Психодиагностика детей с ОВЗ

    Психологический мониторинг

    Психолого – педагогические особенности детей и подростков с ЗПР

    Психолого – педагогические особенности детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью

    Психолого – педагогические особенности детей и подростков с нарушениями зрения

    Психолого – педагогические особенности детей и подростков с нарушениями слуха

    Психолого–педагогические особенности детей и подростков с нарушениями функции опорно–двигательного аппарата (ОДА)

    Психолого–педагогические особенности детей и подростков с РДА

    Факторы, влияющие на развитие ребенка с ОВЗ

    Формы организации психологической помощи детям с ОВЗ

    Характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья

    Эмоционально-волевые особенности детей с задержкой психического развития

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie